Эннио Морриконе

Итальянский и американский композитор (р.1928).

Этот человек обрел заслуженную всемирную славу. Его стаж — ч$етыре десятилетия работы в кино, музыка к более, чем 400 кинокартинам, впечатляют сами по себе. Даже те, кто не относит себя к почитателям таланта Эннио Морриконе, вынуждены уважать его за феноменальную трудоспособность.

Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года. Его отец был джазменом. Ребенок оказался необычайно одарен му$зыкально, первые мелодии начал сочинять еще в 6 лет, и родители стали создавать ему все условия для учебы. В 12 лет Эннио как вундеркинд поступил в Национальную академию музыки «Санта-Чечилия» в Риме. Весь курс обучения прошел за два года. Его учителем был Гоффредо Петрасси — композитор, один из инициаторов создания авангардной Корпорации новой муз$ыки. В 1950 году Гоффредо Петрасси написал музыку к фильму «Нет мира$ под оливами» Джузеппе де Сантиса. Это произвело на Морриконе сильное впечатление, поскольку среди итальянских композиторов бытовало презрительное отношение к тем, кто писал музыку к кинофильмам.

Эннио загорелся идеей стать кинокомпозитором. Правда, после окончания консерватории он некоторое время зарабатывал на жизнь в ночных барах и клубах, повторяя путь отца. Затем устроился в редакцию крупнейшей итальянской вещательной компании «RAI» и за несколько лет сделал карьеру от $музыкального редактора до штатного аранжировщика и композитора фирмы «RCA» и автора популярных песен.

Первое предложение написать музыку к фильму он получил в возрасте 33 лет. Это была неореалистическая лента «Фашист». Фильм фурора не произвел, однако Морриконе заметили и стали давать ему заказы. Вскоре он набр$ал хороший темп и начал писать музыку к 4—6 фильмам в год. 1964 год оказался в его карьере переломным: он познакомился с Бернардо Бертолуччи, который пригласил Эннио музыкально озвучить полнометражный филь$м «Перед революцией». Морриконе, увлеченный экспериментами в области электронной музыки, создал настолько запоминающуюся звуковую дорожку, что привлек к себе внимание и других лучших итальянских кинорежис$серов, и в том же 1964 году состоялась его встреча с Серджио Леоне.

Морриконе и Леоне были одногодками. У них обнаружилось много общего. Творческий тандем Леоне-Морриконе оказался весьма продуктивным и талантливым и просуществовал вплоть до смерти Леоне в 1989 году. Два творца понимали друг друга буквально с полуслова. К тому же, оба они верили во всемогущество кинематографа, были честолюбивы и мечтали завоевать весь мир.

Первая же и$х совместная лента «Per un pugno di dollari» («За пригоршню долларов», 1964) имела невероятный кассовый успех и оказалась нахально снятым вестерном: «нахальным» потому, что за съемки вестерна взялись$ не американцы, а итальянцы… На главную роль Леоне пригласил никому не известного тогда Клинта Иствуда, для карьеры которого этот фильм стал удачной отправной точкой. Когда картина была готова, Леоне и Морриконе поставили в титрах псевдонимы: Леоне стал Бобом Робертсоном (псевдоним образов$ан от имени его отца), а Морриконе — Даном Савио. Этим псевдонимом он неоднократно пользовался и в будущем.

Фильм наделал много шуму в Италии, Франции, США и других странах, вызвал массу подражаний. Друзья-соавторы извлекли максимальную выгоду, сняв позже еще два фильма: «Per qualche dollari in piu» («За несколько лишних долларов») и «II buono, il brutto, il cattivo» («Хороший, плохой, злой») с участием того же Клинта Иствуда, которые вместе с предыдуще$й лентой образовали тройку своеобразных «итальянских вестернов». Что касается музыки, то Леоне широко применял прием «торможения игрового дей$ствия перед кульминацией», что давало композитору выигрышный простор для демонстрации музыкальных характеристик героев.

В 1968 году был снят знаменитый вестерн Леоне «Cera una volta il West» («Однажды на Диком Западе»). Этот год для Морриконе стал знаменательным: к тому времени он написал музыку уже к 27 фильмам и мог конкурир$овать с великим Нино Рота, а после его смерти в 1979 году стал лучшим кинокомпозитором Италии. К Морриконе дважды обращался Федерико Феллини, предлагая сотрудничество в фильмах «Джинджер и Фред» и «Интервью», однако Морриконе оба раза справлялся с поставленной задачей не лучшим образом. Говорили, что на него парализующе действовал авторитет Феллини. Замечено, что у Морриконе вообще не складывалось творч$еское сотрудничество со многими именитыми режиссерами: Франческо Рози, Франко Дзефир$елли, Романом Полански и нашим Михаилом Калатозовым в «Красной палатке» (1970). Зато в откровенно коммерческих фильмах — боевиках, мистических триллерах, фантастике и политических детективах у Морриконе получалось буквально все. Достаточно вспомнить хотя бы фильм «Le professional» («Профессионал») режиссера Жоржа Лотнера с Жан-Полем Бе$льмондо в главной роли. Фильм был снят в 80-е годы, его музыка зажила самостоятельной жизнью, хотя по жанру фильм был всего лишь очередным триллером, повествующем о наемном убийце Жослене Бомоне, который из упрямства и желания насолить подставившим его$ начальникам спецслужб доводит до конца полученный ранее, но отмененный позже приказ об убийстве. Музыка настолько точно иллюстрирует характер героя, что на ее фоне даже превосходная игра Бельмондо выглядит бледновато.

У Эннио Морриконе постепенно сложилась высокая профессиональная репутация, с ним ст$ремились работать многие серьезные режиссеры. В конце 80-х его мечта сбылась: он наконец начал работать в Голливуде, причем завоевание Америки произошло достаточно курьезно. Он написал музыку к продолжению фильма «The Exorcist» («Изгоняющий дьявола») Уилльяма Фридкина. Фильм-продолжение «Exorcist II: The Heretic» («Еретик: Изгоняющий дьявола II»), который снял Джон Бурмен, $был признан самым худшим продолжением в истории кино, однако Морриконе опять-таки заметили и предложили новую работу. Теренс Малик попросил его написать музыку к фильму «Дни жатвы». После этого новые заказы посыпались один за другим. В середине 80-х годов Эннио Морриконе оказался в числе лидеров списка десяти самых высокооплачиваемых кинокомпозиторов мира, работал с выдающимися масте$рами триллеров, такими, как Брайан де Пальма («Неприкасаемые») и Роман Полански («Неистовый»). Однако в 90-е годы в творчестве Морриконе наметился спад. Его трижды выдвигали на «Оскара», но каждый раз что-то мешало, и приз доставался конкуренту.

Как бы там ни было, Эннио Морриконе и сейчас, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает плодот$ворно работать в Голливуде, пишет музыку к 6—7 фильмам ежегодно.

Post Comment